ОЦЕНКА ГУДВИЛЛА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
Оценка гудвилла и других неидентифицируемых активов обычно связана с какими-то идентифицируемыми активами, в том числе с товарным знаком или брендом. Для большинства задач оценка стоимости гудвилла заключается в определении совокупности тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов обращаться именно к данному предприятию и которые приносят фирме прибыль сверх требуемой для получения разумного дохода на все остальные активы компании, включая доход на нематериальные активы, которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены.
Оценка гудвилла базируется на двух основных методах:
избыточных прибылей – оценка гудвилла как бренда, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала небрендированный товар;
балансовом – стоимость гудвила равняется разнице между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его активов, как материальных, так и идентифицируемых нематериальных.
Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли ее доходы превышающие средний уровень в данной отрасли. Гудвилл как экономическая величина оценивается и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
Большое количество корпоративных слияний и поглощений на западе, при которых компании приобретались по гораздо большим или меньшим ценам, чем стоимости активов - яркое доказательство того, что существует нечто нематериальное, возможно неотделимое от самой компании, но коренным образом изменяющее стоимость бизнеса. Для этого нечто обычно используют термин "гудвилл", от английского Goodwill, что в дословном переводе означает "добрая воля", т.е. готовность покупателя заплатить больше или меньше, чем стоимость соответствующей доли чистых активов приобретаемой компании. Деловая репутация или Гудвилл, она может быть как положительной, так и отрицательной. Таким образом, Деловая репутация (Гудвилл) это разница между фактической стоимостью компании, или соответствующей ее доли в капитале, и приобретенной долей в справедливой стоимости ее активов и обязательств по состоянию на дату совершения сделки:
Иногда гудвилл привязывают к эксклюзивным правам обладания торговым знаком. Такой вид нематериального актива будет иметь определенный срок службы и является амортизируемым.
Для того, чтобы оценить стоимость гудвилла или деловой репутации, необходимо предоставить следующие документы:
1. Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации).
2. Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ).
3. Виды деятельности и организационная структура компании.
4. Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть).
5. Данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках
6. Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка).
7. Ведомость основных фондов.
8. Инвентарные списки имущества.
9. Данные о всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.).
10. Расшифровка кредиторской задолженности.
11. Расшифровка дебиторской задолженности: по срокам образования, по видам дебиторской задолженности, доля сомнительной задолженности.
12. Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
13. План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли - по годам.
Результатом работ по оценке гудвилла или деловой репутации будет Отчет об оценке, соответствующий всем требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и и стандартам оценки, обязательными, к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007г № 256 (ФСО №1), № 255 (ФСО № 2), №254 (ФСО № 3).
Оценка гудвилла базируется на двух основных методах:
избыточных прибылей – оценка гудвилла как бренда, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала небрендированный товар;
балансовом – стоимость гудвила равняется разнице между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его активов, как материальных, так и идентифицируемых нематериальных.
Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли ее доходы превышающие средний уровень в данной отрасли. Гудвилл как экономическая величина оценивается и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
Большое количество корпоративных слияний и поглощений на западе, при которых компании приобретались по гораздо большим или меньшим ценам, чем стоимости активов - яркое доказательство того, что существует нечто нематериальное, возможно неотделимое от самой компании, но коренным образом изменяющее стоимость бизнеса. Для этого нечто обычно используют термин "гудвилл", от английского Goodwill, что в дословном переводе означает "добрая воля", т.е. готовность покупателя заплатить больше или меньше, чем стоимость соответствующей доли чистых активов приобретаемой компании. Деловая репутация или Гудвилл, она может быть как положительной, так и отрицательной. Таким образом, Деловая репутация (Гудвилл) это разница между фактической стоимостью компании, или соответствующей ее доли в капитале, и приобретенной долей в справедливой стоимости ее активов и обязательств по состоянию на дату совершения сделки:
Иногда гудвилл привязывают к эксклюзивным правам обладания торговым знаком. Такой вид нематериального актива будет иметь определенный срок службы и является амортизируемым.
Для того, чтобы оценить стоимость гудвилла или деловой репутации, необходимо предоставить следующие документы:
1. Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации).
2. Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ).
3. Виды деятельности и организационная структура компании.
4. Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть).
5. Данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках
6. Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка).
7. Ведомость основных фондов.
8. Инвентарные списки имущества.
9. Данные о всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.).
10. Расшифровка кредиторской задолженности.
11. Расшифровка дебиторской задолженности: по срокам образования, по видам дебиторской задолженности, доля сомнительной задолженности.
12. Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
13. План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли - по годам.
Результатом работ по оценке гудвилла или деловой репутации будет Отчет об оценке, соответствующий всем требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и и стандартам оценки, обязательными, к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007г № 256 (ФСО №1), № 255 (ФСО № 2), №254 (ФСО № 3).